Министерство финансов Оренбургской области

Антикоррупционное просвещение

Основы антикоррупционного просвещения

Антикоррупционное просвещение – это деятельность, направленная на формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям в качестве внутренней убежденности служащих и граждан, антикоррупционного поведения, повышение уровня антикоррупционного правосознания и антикоррупционной культуры и представляет собой систему распространения субъектами профилактики коррупции достоверной информации с использованием любых средств коммуникации.

Таким образом, содержание понятия «антикоррупционное просвещение» отражает основные цели его осуществления:

а) формирование антикоррупционного мировоззрения;

б) формирование нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;

и дополнительные цели:

а) повышение уровня правосознания;

б) повышение уровня правовой культуры.

В качестве основных целей антикоррупционного просвещения выступают: просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях; воспитание в обществе чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ; укрепление доверия к власти. 

Важной задачей является разработка теоретического понимания взаимосвязанных сфер общественного предпринимательства и гражданского общества, охватывая перспективы социального капитала и гражданской активности.

Основными этапами антикоррупционного просвещения являются:

  • общеразвивающая деятельность, направленная на повышение эрудиции, интеллектуального и культурного уровня населения: антикоррупционное просвещение социально ориентированными некоммерческими и благотворительными организациями в рамках их основной деятельности;
  • реализация программ антикоррупционного художественно-эстетического просвещения;
  • антикоррупционное просвещение с использованием доступных населению научных площадок;
  • деятельность, ориентированная на решение проблем жизнедеятельности: антикоррупционное просвещение населения юридическими клиниками в рамках осуществляемого правового консультирования с применением в том числе формы распространения соответствующих информационных материалов;
  • деятельность, направленная на информирование населения о наиболее значимых достижениях в различных сферах профессиональной деятельности: реализация программ антикоррупционного просвещения работодателями, профессиональными союзами, иными общественными организациями и образованиями, осуществляющими защиту трудовых прав граждан; антикоррупционное просвещение бизнес-сообщества; антикоррупционное просвещение при содействии систем грантов и (или) государственных заказов; реализация программ антикоррупционного просвещения в вооруженных силах;
  • специализированные направления деятельности, предназначенные для работы с особыми категориями населения: проведение мероприятий антикоррупционной направленности администрациями мест принудительного содержания для осужденных к лишению свободы и несовершеннолетних правонарушителей; антикоррупционное просвещение населения государственными органами социальной защиты (пенсионеров, инвалидов, безработных, беженцев и переселенцев и др.) и органами исполнительной власти, реализующими государственную политику в сфере миграции.

Основные понятия, связанные с противодействием коррупциии на государственной службе:

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Профилактика коррупции - предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции.

Целью противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для достижения цели противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

  • формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
  • организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
  • обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
  • предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
  • установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
    развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Личная заинтересованность  возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Злоупотребление должностными полномочиями  использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Под взяткой понимается получение должностным лицом, иностранным должностным либо лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Органы, в функции которых входит противодействие коррупции:

Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.

Уголовная ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности предусмотрена статьями 159 (мошенничество), 201 (злоупотребление полномочиями), 204, 204.1 (коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 290-291.2 (получение взятки, дача взятки, посредничество во взятке, мелкое взяточничество) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Осознано идя на указанные действия, можно не только лишится свободы на длительный срок (до 15 лет), но и пострадать материально, выплатив в качестве дополнительного вида наказания значительную сумму штрафа (до 70-ти кратного размера).

Административная ответственность установлена за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции составляет 6 лет с момента их совершения.

Дисциплинарная ответственность в системе мер противодействия коррупции в равной степени одинаково применима как к государственным и муниципальным служащим, так и к иным лицам, обязанным соблюдать требования законодательства о противодействии коррупции (работники организаций).

Основания и порядок применения дисциплинарной ответственности, применительно к государственным гражданским служащим установлены в ст.ст. 59.1, 59.2, 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).

От дисциплинарной ответственности за не исполнение (не надлежащее исполнение) должностных (служебных) обязанностей дисциплинарный коррупционный проступок отличает своя специфика.

Данный вид ответственности предусматривается за несоблюдение запретов, ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, а также требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

По виду дисциплинарной ответственности дисциплинарный коррупционный проступок можно подразделить на две группы: влекущий увольнение в связи с утратой доверия и не связанный с таковым.

Дисциплинарный коррупционный проступок, влекущий возможную утрату доверия, представлен в виде перечня, к которому отнесены:

  • непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставление (представление заведомо недостоверных, неполных) сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • не уведомление служащим о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
  • незаконное участие в деятельности органа управления коммерческой организацией;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений;
  • открытие и наличие счетов, вкладов, хранение денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение, пользование иностранными финансовыми инструментами.

В отношении дисциплинарного коррупционного проступка установлен срок давности применения дисциплинарного взыскания, который составляет три года со дня совершения проступка и шесть месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Отдельно необходимо отметить, что существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам ответственности (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).